И Н Ф О Р М А Ц И Я
о состоянии законности и правопорядка в Еланском районе за 2021 год
Приоритетными направлениями прокурорского надзора как и прежде остаются – защита и соблюдение трудовых, жилищных, пенсионных прав, законных интересов несовершеннолетних и иных слабозащищенных категорий граждан, иных социальных гарантий, реализация национальных проектов, государственных и муниципальных программ, надзор в сфере экономики, о противодействии коррупции, за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов района.
Обеспечение законности и правопорядка, стабильности по ряду основных социально-значимых направлений развития района, недопущение чрезвычайных ситуаций и социальной напряженности в истекшем периоде 2021 года стало возможным благодаря должному взаимодействию правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления района.
Вместе с тем, результаты прокурорского надзора свидетельствуют об имеющихся проблемах в деятельности поднадзорных органов в решении задач обеспечения и защиты конституционных прав граждан, реализации ими своих социальных прав, прав на безопасность, экологических прав, укреплении законности в экономической сфере, защиты прав предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, выявление и пресечения коррупционных проявлений, соблюдении законности в деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и нормотворчества.
В истекшем периоде 2021 года на территории района зарегистрировано 280 преступлений (АППГ здесь и далее - аналогичный период прошлого года – 297), из них предварительно расследовано – 151 (АППГ – 161), раскрываемость преступлений составила – 50,5% (АППГ – 57,3%).
Снижение преступлений допущено по следующим видам: тяжких и особо тяжких – 58 (АППГ – 65), связанных с незаконным оборотом наркотических веществ 7 (АППГ - 13), с незаконным оборотом оружия – 6 (АППГ - 10), убийств – 0 (АППГ - 2), причинением тяжкого вреда здоровью – 2 (АППГ - 4), и, наоборот, наблюдается рост преступлений средней тяжести 96 (АППГ - 81), преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий – 69 (АППГ – 35), мошенничество – 50 (АППГ – 36), ДТП – 9 (АППГ - 6), преступления экономической направленности – 10 (АППГ – 3), должностные – 1 (АППГ – 0).
Вместе с тем, при относительно стабильном количестве числа зарегистрированных преступлений констатируется снижение их раскрываемости.
Проверкой прокуратуры района состояния организации оперативно-розыскной деятельности вскрыты недостатки и нарушения в рамках заведенных дел оперативного учета.
При изучении находящихся в отделе полиции дел оперативного учета, по выявленным 72 нарушениям законодательства об оперативно-розыскной деятельности связанным с ненадлежащей организацией розыска, не проведением оперативно-розыскных мероприятий внесено 57 требований, 6 представлений, по результатам рассмотрения которых, оперативные сотрудники, в том числе руководящий состав районного отдела полиции привлечены к дисциплинарной ответственности 15 раз.
Не во всех случаях отвечало требованиям состояние ведомственного и процессуального контроля в органах предварительного расследования.
По-прежнему органами правоохраны района допускаются нарушения уголовно-процессуального законодательства при регистрации и рассмотрению сообщений, заявлений о преступлениях, соблюдения разумных сроков расследования и качества расследования.
На данном участке надзора прокуратурой района выявлено 639 нарушений законности, из них при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении – 226, при производстве следствия и дознания – 413, в целях устранения которых, внесено 13 представлений, 134 требования об устранении нарушений федерального законодательства, по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 144 должностных лиц. В порядке надзора отменено 2 постановления о возбуждении уголовного дела, 124 незаконных постановлений о приостановлении (прекращении) уголовного расследования, для производства дополнительной проверки отменено 195 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями и дознавателями районных правоохранительных органов.
В истекшем периоде прокурором района для производства дополнительного расследования возвращено 24 уголовных дел.
Также, по результатам проведенных прокуратурой проверок стало возможной регистрация и постановка на учет 7 укрытых преступлений.
Несмотря на проводимую прокуратурой района работу в рамках надзорной и координационной деятельности переломить негативную ситуацию, связанную с несоблюдением разумных сроков и снизить число уголовных дел, расследованных с нарушенным сроком, не удалось.
С превышением срока, установленного УПК РФ, в 2019 году следователями СО ОМВД по району окончено 51 уголовное дело, из них с превышением сроков – 30, что составило 58,8 %, в последующие периоды указанная негативная тенденция продолжена. Так в 2020 году с превышением срока окончено 39 уголовных дел из 47 или 82,9 % от числа оконченных, за 2021 года из 88 уголовных дел, направленных прокурору, с нарушением сроков закончено 78 уголовных дел или 88,6%.
Проводимый анализ причин нарушения следователями и дознавателями ОВД района установленных законодательством сроков предварительного расследования, показывает, что такие нарушения допускаются должностными лицами ведущими расследование как в силу объективных причин (в связи с необходимостью проведения экспертиз, большим объемом проводимых следственных действий по уголовным делам, длительным периодом вакансий единиц следователей), так и вследствие волокиты, не наступательности расследования, неумения организовать следственную работу.
Анализ социально-криминологической характеристики преступности показывает, что почти половина преступлений совершены лицами, не имеющие постоянного источника дохода, таких преступников оказалось 95, в состоянии алкогольного опьянения – 49, ранее совершавшими преступления - 85.
Положительным моментом является снижение повторной и «пьяной» преступности.
Так 4 осужденными совершены преступления в период отбытия уголовного наказания, не связанного с лишением свободы (в 2020 году – 9), ранее судимыми совершено 48 преступлений против 53 в 2020 году, в состоянии опьянения 52 и 80, соответственно.
В анализируемый период прокуратурой района проведено 14 проверок соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, из них в деятельности ОМВД России по Еланскому району 4, в деятельности уголовно-исполнительной инспекции – 4, в деятельности иных учреждениях, участвующих в исполнении наказаний – 6.
По результатам проведенных проверок прокуратурой района внесено 10 представлений, по результатам рассмотрения которых 12 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, из которых 2 представлений в Еланский МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Волгоградской области, по результатам их рассмотрения привлечен 1 сотрудник, 3 представления в адрес ОМВД России по Еланскому району (10 сотрудников привлечено к дисциплинарной ответственности), 5 представлений в иные учреждения, участвующие в исполнении наказаний, в которых 1 сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, качественного улучшения деятельности в сфере контроля за поведением осужденных к наказаниям без изоляции от общества, проведению с ними профилактической работы в деятельности Еланского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Волгоградской области (далее УИИ района), ОВД района, органов местного самоуправления района не удалось добиться.
В ОВД района не исключены формальные подходы к написанию рапортов о проверке условно осужденных. В деятельности УИИ и органов местного самоуправления района выявлялись неединичные нарушения порядка отбытия обязательных и исправительных работ, несвоевременного либо неверного перечисления удержанных сумм в доход государства, ведения суммарного учета отработанного осужденными времени.
Одной из функций, возложенных на прокуратуру, является поддержание государственного обвинения.
С участием государственных обвинителей районной прокуратуры в 2021 году в судах района рассмотрено 129 уголовных дел в отношении 132 лиц, из них с приговором 94 дела в отношении 95 лиц, с прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям - 32 дела на 34 лиц.
В анализируемом периоде судом апелляционной инстанции рассмотрено 27 дел в отношении 27 лиц, из которых 12/12 по представлениям государственных обвинителей (в отношении 6 лиц удовлетворены, 5 отклонено, 1 отозвано). Эффективность прокурорского реагирования составила 75%, удовлетворяемость апелляционных представлений – 54,5%.
Повышению авторитета органов прокуратуры среди населения отводится особая роль.
Следствием проводимой работы в данном направлении стал рост обращений граждан в прокуратуру района с жалобами и заявлениями, в том числе на действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, правоохранительных органов района.
В 2021 году в прокуратуру района поступило 431 обращение, что на 14 % больше, чем в прошлом году.
Чаще всего заявители обращались в сфере законодательства об административных правонарушениях (36 обращений), по вопросам нарушения законодательства об исполнительном производстве (32 обращения), жилищного законодательства (30 обращений), а также о нарушениях закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении (46 обращений) и нарушений при производстве предварительного следствия и дознания (25 обращений).
81 обращение удовлетворено, что составляет 25 % от числа всех разрешенных прокуратурой района обращений.
Наибольшее количество удовлетворенных обращений приходится на обращения о нарушении законов об исполнительном производстве – 17 из 32, о нарушениях жилищного законодательства – 15 из 24.
Во всех необходимых случаях приняты меры прокурорского реагирования: внесено 26 представлений, направлено 15 исков в суд, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, отменно 4 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, принесено 2 протеста.
На основе анализа поступивших обращений были организованы проверки в органах местного самоуправления, на предприятиях, организациях, учреждениях района, где, зачастую, доводы заявителей о нарушениях закона подтверждались.
Так, в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о порядке рассмотрения граждан в деятельности администраций Ивановского и Морецкого сельских поселений, установлено, что в администрации с устными обращениями обращались граждане, однако согласие заявителей на получение ответа в устной форме не получено, письменный ответ по ним не направлялся.
По результатам проверки в адрес глав вышеуказанных сельских поселений внесены представления.
Более того, виновные должностные лица данных администраций привлечены к административной ответственности по ст. 5.59. КоАП РФ.
В анализируемый период 2021 года на личном приеме в прокуратуре районе принято 109 граждан (АППГ – 87), в динамике наблюдается увеличение на 24 %.
Количество граждан, принятых руководством прокуратуры района - 75, что составляет 70 % от общего числа принятых на личном приеме граждан.
По результатам рассмотрения обращений, принятых на личном приеме, внесено 8 представлений, направлено в суд 3 иска, отменено 1 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в остальных случаях даны устные разъяснения.
Практика приема граждан изучается не менее, чем раз в полугодие, в случае наличия фактов массового нарушения законов вносятся коррективы в надзорную деятельность прокуратуры района.
За истекший период 2021 года прокурором района организовано 8 выездных приемов граждан в администрациях сельских поселений района, на которых принято 20 граждан.
В прокуратуре района выделено специальное помещение для приема граждан, оснащенное необходимым оборудованием. Прием граждан в условиях пандемии производится исключительно в средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки), граждане при несоблюдении антиковидных мер в здание прокуратуры не допускаются.
Важную роль в решении общенадзорных вопросов прокуратура района отводит защите социальных и экономических прав граждан, отстаиванию государственных интересов, обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
По линии цивильного блока в прошедшем году прокуратурой района выявлено 1098 нарушений закона. По результатам проверок на незаконные правовые акты принесено 270 протестов, внесено 319 представлений, по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 280 должностных лиц, объявлено 2 предостережения, гражданско-правовыми средствами в суд общей и арбитражной юрисдикции направлено 73 иска (заявлений) на сумму 80 тысяч рублей, по постановлениям прокурора в административном порядке наказано 63 виновных лица, по материалам прокурорской проверки правоохранительными органами возбуждено 1 уголовное дело.
Прокуратурой района с привлечением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в связи с обращениями жителей многоквартирных домов по адресам: п.Большевик, ул. Микрорайон 1, д.6 и д.5, на неудовлетворительное состояние и ремонт домов ООО «Империя» организована проверка, которая показала, что работы по устройству ограждений входных групп в указанных МКД не выполнялись, выявлены многочисленные затечные пятна по фасаду и нижнему основанию балконной плиты, следы коррозии и отслоения окрасочного слоя, отслоения отмостки домов.
Ненадлежащее проведение капитального ремонта в виду отсутствия контроля со стороны УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» привело к нарушению технического состояния общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении УНО обязанности, предусмотренной статьей 25 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 №174-ОД «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», в соответствии с которой региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В связи с чем, прокуратурой района в адрес руководителя Фонда 23.09.2021 внесено представление (рассмотрено, удовлетворено).
Кроме того, по выявленным фактам нарушений законодательства прокуратурой района 03.12.2021 в Отдел МВД России по Еланскому району Волгоградской области направлены материалы проверки с постановлением в порядке ст. 37 ч. 2 п. 2 УПК РФ об уголовном преступлении неустановленных лиц ООО «Империя» по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, по результатам рассмотрения 15.12.2021 ГД ОМВД России по Еланскому району возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 1 УК РФ, проводится расследование.
В связи с неосуществлением проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах Еланского городского поселения 20.09.2021 прокуратурой района в адрес муниципального унитарного предприятия «Еланское коммунальное хозяйство» (МУП «Еланское КХ») внесено представление (рассмотрено, удовлетворено).
В ходе проверки администрации Еланского городского поселения установлено, что данным органом местного самоуправления в нарушение требований действующего законодательства не получен паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022гг.
Данное нарушение обусловлено несвоевременным оформлением подведомственным администрации Еланского городского поселения МУП «Еланское КХ» документов на источники теплоснабжения, а также прохождение обучения и аттестации лицами, ответственными за эксплуатацию данных источников теплоснабжения и другими нарушениями, но не связанными с техническим состоянием либо неисправностью газового оборудования, и как следствие, неисполнением предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора (из 29 выявленных нарушений, 25 устранено).
По результатам проверки, в адрес МУП «Еланское КХ» и администрации Еланского городского поселения 14.12.2021 внесены представления (рассмотрены, удовлетворены).
В ходе проверки исполнения трудового законодательства пресечены факты несвоевременной оплаты труда в деятельности МКУК «Большеморецкий центр культуры и библиотечного обслуживания», МКУК «Рассветовский центр культуры и библиотечного обслуживания», МКУ «Благоустройство».
Индивидуальным предпринимателем Воропай Р.Ю. привлекались к работе граждане без заключения трудовых договоров, в МУП «Еланское КХ» работники исполнялись трудовые обязанности без средств индивидуальной защиты.
С целью устранения выявленных нарушений в адрес руководителей причисленных организаций внесены представления, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Прокуратурой района в досудебном порядке по представлениям прокуратуры возмещены затраты на приобретение технических средств реабилитации инвалидам, через суд с Комитета здравоохранения Волгоградской области (Облкомздрав) взысканы денежные средства отца, затраченные на приобретение своему малолетнему ребёнку - инвалиду лекарственных препаратов, которые предоставляются государством бесплатно.
Также в ходе проверки выявлены факты нахождения в АГФ № 91 ГУП «Волгофарм» на отсроченном обслуживании 75 рецептов льготников на выдачу бесплатных лекарственных препаратов, которые по вине Облкомздрава в установленный законом срок не приобретены. С целью недопущения нарушения прав инвалидов и иных категорий льготников в адрес председателя Облкомздрава внесено представление, приняты меры к устранению нарушений.
В виду многочисленных обращений граждан на действия регионального оператора – ООО «Ситиматик-Волгоград» прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, в том числе и по вопросу законности начисления платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов.
По результатам проверки в деятельности регионального оператора вскрыты существенные нарушения прав и законных интересов граждан.
Установлено, что ООО «Ситиматик-Волгоград» допущены нарушения при расчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении 111 умерших граждан, которые естественно не могут быть получателями услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, а также формирования лицевых счетов, по адресам, которые отсутствуют, следовательно начисление платежей за данную услугу является незаконным.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства, прокуратурой района в адрес руководства ООО «Ситиматик-Волгоград» внесено представление, незаконно выставленные счета на не предоставленные коммунальные услуги аннулированы.
В ходе проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности большинства образовательных учреждений выявлены нарушения, связанные с недостатком материально-технической базы.
По результатам проверки 23.08.2021 прокуратурой района внесено представление в адрес начальника районного отдела образования администрации Еланского района.
В связи с неполным устранением нарушений, указанных в представлении, прокуратурой района направлено исковое заявление в Еланский районный суд об обязании устранить нарушения (иск находится на рассмотрении).
В ходе проверки соблюдения законодательства при организации питания воспитанников детских садов выявлены нарушения, связанные с несоответствием пищеблоков санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
По результатам проверки 11.08.2021 в адрес заведующих МБДОУ «Еланский детский сад №1 «Радуга», МБДОУ «Еланский детский сад №3 «Алёнушка», МБДОУ «Еланский детский сад №4 «Сказка», МБДОУ «Еланский детский сад №5 «Теремок», МБДОУ «Еланский детский сад №6 «Колокольчик» внесены представления по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, образовательными учреждениями поданы ходатайства на имя главы Еланского муниципального района о включении в план финансово-хозяйственной деятельности на 2022 денежных средств на реконструкцию помещений пищеблока.
В ходе проверки соблюдения законодательства о защите прав детей и профилактике выявлены факты ненадлежащего осуществления должностными лицами органов и учреждений системы профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних мероприятий по защите прав детей, оставшихся без родительского надзора и профилактической работы с П., способствовавших совершению преступления матерью в отношении своих детей, повлекших их гибель.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих и недопущения их впредь, в адрес ОМВД России по Еланскому району, Комиссии по защите прав несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) по Еланскому муниципальному району, ГКУ СО Еланский Центр социального обслуживания (ЦСОН) и МБОУ Еланская СШ № 2 внесены представления, по результатам их рассмотрения работа названных органов и учреждений скорректирована, в отношении П. судом рассматривается иск прокурора района о лишении её родительских прав.
В ходе проверки соблюдения законодательства о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего момента администрацией Березовского сельского поселения не обеспечена возможность предоставления 27 услуг в электронной форме.
Кроме того, на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация только об оказании 8 муниципальных услуг.
Также, проведённой проверкой установлено, что по-прежнему допускаются случаи отсутствия в заключенных между органом местного самоуправления и ГКУ ВО «МФЦ» всех оказываемых услуг.
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности администраций Еланского городского, Тростянского, Родинского, Ивановского, Дубовского, Терновского, Морецкого, Рассветовского, Вязовского, Большеморецкого, Краишевского, Журавского, Терсинского, Алявского, Большевистского, Таловского сельских поселений.
Кроме того, на портале не актуализированы данные административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В связи с изложенным, в адрес глав указанных муниципальных образований внесены представления, органами местного самоуправления приняты меры по актуализации размещенных на Едином портале данных об оказываемых муниципальных услугах.
В сфере реализации национальных проектов выявлялись неединичные нарушения.
Так образовательными учреждениями района в рамках реализации национального проекта «Образование» заключались договоры строительного подряда по проведению ремонтных работ в отсутствие конкурсных процедур.
Администрациями Морецкого Березовского, Краишевского, Журавского, Терсинского, Дубовского, Тростянского, Ивановского, Родинского, Терновского, Большеморецого, Рассветовского сельских поселений при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не был утвержден перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Проведенной прокуратурой района исполнения национального проекта «Здравоохранение» установлено, что приобретенные в рамках реализации федерального проекта «Создание ЕГИСЗ» ГБУЗ Еланская центральная районная больница автоматизированные рабочие места в количестве 14 штук не использовались по целевому назначению и находились в простое.
По всем указанным нарушениям прокуратурой района внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные лица привлечены к административной ответственности.
На участке надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования пресечены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. К примеру, только после прокурорского вмешательства в судебном порядке на территории района органами местного самоуправления оборудованы места с контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов.
В поле зрения прокуратуры находятся вопросы обеспечения пожарной безопасности в лесных массивах, своевременность проводимых мероприятий по опашке участков лесного фонда, прочистке дорог и противопожарных разрывов в лесах.
Значительно активизирован надзор за законностью правотворческой деятельностью органов местного самоуправления, правовой экспертизой охвачено 100% проектов нормативных правовых актов, в ходе надзорной деятельности в нормативных правовых актах прокуратурой выявляются неединичные случаи несоответствия федеральному законодательству, коррупциогенные факторы, нарушения юридико-технического характера.
Организован надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
За 12 месяцев 2021 года прокуратурой Еланского района в сфере противодействия коррупции выявлено 137 нарушений, принесено 32 протеста, внесено 31 представление, к дисциплинарной ответственности привлечено 40 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 2 лица, в суд направлено 4 заявления.
Увеличение показателей связано с проведением проверки достоверности сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы категории «руководители» в органах местного самоуправления.
Факты выявленных нарушений при декларировании своих доходов и расходов руководителями в представительных и исполнительных органах местного самоуправления Алявского, Березовского, Большевистского, Дубовского, Большеморецкого, Вязовского, Родинского, Таловского, Терновского сельских поселений, администрации р.п. Елань, Еланского муниципального района легли в основу внесенных в адрес руководителей указанных органов.
Следствием ненадлежащей кадровой работы стало выявление прокурором фактов сокрытия должностными лицами органов местного самоуправления и муниципальных учреждений доходов на общую сумму свыше 867 тыс. рублей, 49 объектов недвижимости (домов, земельных участков) и 21 транспортных средств.
В настоящее время ГУ МВД России по области проводятся мероприятия по контролю за расходами в отношении инспектора группы ДПС ГИБДД ОМВД России по Еланскому району Р., которым приобреталось недвижимое имущество и автотранспорт на неподтвержденные и незадекларированные доходы, что было выявлено прокурорской проверкой в ходе декларационной кампании.
В ходе проверки соблюдения служащими антикоррупционных запретов, ограничений и исполнения иных обязанностей выявлены факты аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами.
Так, например, председатель садово-огороднического некоммерческого партнерства граждан «Ивановское» Еланского района Г. получала материальное вознаграждение на протяжении ряда лет за осуществляемую работу, при этом в нарушении антикоррупционных запретов совмещала работу с замещением муниципальной должности в администрации Ивановского сельского поселения.
По результатам рассмотрения представления прокурора полномочия председателя СОНПГ «Ивановское» прекращены, муниципальный служащий привлечена к дисциплинарной ответственности.
Прокурорской проверкой соблюдения законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму в деятельности правоохранительных органов, органов местного самоуправления, муниципальных образовательных учреждений района повсеместно выявлены нарушения указанного законодательства.
Например, в ряде муниципалитетов прокуратурой установлены факты непринятия мер к разработке, утверждению планов либо иных механизмов профилактики экстремизма и терроризма на 2021 год, в связи с чем главам Алявского, Березовского, Большеморецкого, Большевистского, Дубовского, Рассветовского, Родинского, Терновского сельских поселений внесены представления (приняты меры).
В ходе проверки установлено, что должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных ОМВД по району не принимаются профилактические меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности, профилактики межнациональной розни, ежеквартальный анализ состояния структуры и динамики правонарушений несовершеннолетних и молодежи в сфере противодействия экстремизму, терроризму, недопущению межнациональных и религиозных конфликтов не проводится.
КДН и ЗП администрации Еланского муниципального района не располагало данными о состоящими на списочном учете в ОМВД России по району несовершеннолетних Б., Л., являющиеся приверженцами радикальных взглядов и причисляющие себя к неформальным молодежным объединениям. Меры по рассмотрению вопроса об организации с ними профилактической работы не рассматривался. (внесено представление).
Продолжена работы по предъявлению в суды заявлений с требвоаниями об ограничении доступа к противоправной информации, размещенной в сети «Интернет».
К примеру, основанием для направления в суд административных исковых заявлений прокурором района послужили выявленные в сети «Интернет» музыкальные композиции исполнителей, пропагандирующие арестантский уклад, игровые видеоролики «как убить учителя» (исковые требования удовлетворены, решения суда исполнены).
Прокуратурой района меры гражданско-правового характера приняты в связи с непроведением администрацией Еланского городского поселения оценки уязвимости моста через реку Елань (иск удовлетворен, исполнение решения суда находится на контроле).
По представлениям прокуратуры устранены нарушения в части функционирования или отсутствия необходимого инженерно-технического оборудования гостиниц.
В ходе мониторинга сети «Интернет» на сайте социальной сети «ВКонтакте» выявлена размещенная администратором сети Н. информация, содержащая призывы к участию в несанкционированном массовом (публичном) мероприятии в поддержку Алексея Навального.
Однако сотрудниками полиции меры к пресечению деятельности администратора сети Н. до вмешательства прокуратуры не принимались, только после направления прокуратурой района материалов с данными группы Н., сотрудниками полиции в отношении последнего составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч. 2 КоАП РФ, Н. решением суда привлечен к административной ответственности в виде административного ареста.
В заключении, обращу внимание на первостепенные задачи, требующие безотлагательного решения.
Так, вследствие преступной неосторожности нерадивой матери П., которая оставила в доме своих четверых малолетних детей одних без присмотра, а сама ушла к подруге, где распивала алкогольные напитки, произошел пожар, который унес из жизни двух детей 2-х и 8-ми лет.
Семья П. состояла на профилактическом учете как, находящееся в социально опасном положении.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних выявлено, что ни одним из органов системы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, несмотря на то, что в их поле зрения данная семья была уже не первый год, не усмотрел до трагедии оснований для лишения П. своих родительских прав и отобрания детей. Хотя должная реакция могла бы спасти детей.
От органов и учреждений, задействованных в профилактике правонарушений и преступлений, в том числе среди несовершеннолетних требуется пересмотреть свою работу, уйти от шаблонов и формальных подходов, активизировать профилактическую составляющую в выявлении и пресечении в соцсетях и сети «Интернет» фактов вовлечения подростков в антиобщественные действия.
Результаты обобщения прокурорского надзора свидетельствуют о не решении местных вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, не во всех случаях органами местного самоуправления приняты и утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, само дорожное покрытие более чем в 60% в неудовлетворительном состоянии.
Особого внимания органов местного самоуправления требует ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Практически во всех сельских поселениях района, и особенно в Еланском городском процент износа систем водоснабжения, коммуникаций является критическим и составляет более 80%, вследствие аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения в 2020-2021 году на территории Родинского и Большеморецкого сельских поселений Еланского муниципального района дважды вводился режим чрезвычайной ситуации.
Также, учитывая обильное выпадение снега в текущем году с целью обеспечения законности в период прохождения паводковых вод на территории района, ориентирую на принятие органами местного самоуправления, органами внутренних дел, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами МЧС дополнительных и достаточных мер для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий. Особое внимание прошу уделить вопросам достаточности формирования и расходования денежных средств резервных фондов на территории муниципальных образований.
В целом, оценивая ситуацию в районе, отмечу необходимость активизации органов местного самоуправления в решении возложенных задач, исполнения полномочий местного значения, обеспечения претворения в жизнь провозглашенных Президентом России приоритетов государственной политики, неуклонном соблюдении при этом принципов законности и правопорядка.
Аналогичным образом должна быть продолжена системная работа по предупреждению и противодействию экстремизму и терроризму, коррупции, преступности и правонарушениям в социальной и экономической сфере.
В предстоящем году прокуратура района не допустит снижения активности надзорной деятельности и добьется стабилизации и результативности на проблемных участках.
Прокурор района старший советник юстиции Р.А. Громов
|